3. Ни коуч, ни бизнес-тренер не занимается обучением в классическом понимании термина "обучение". Как говорят "коуч задает вопросы", это упрощенное, но справедливое замечание.
На грамотном тренинге участники тренинга скорее "самообучаются", а коуч лишь помогает им это сделать, опять же — согласно той задаче, которую поставил Заказчик.
Ни "колдовства", ни "волшебных таблеток" не существует в природе, никто, в том числе коучи и бизнес-тренеры — не обладают нечеловеческими возможностями и способностями.
Рассмотрим схему взаимодействия на корпоративном тренинге:
На всех тренингах даю участникам такое пояснение: "Я работаю с вами, но при этом я работаю на вашего Начальника, моего Заказчика".
Задача на тренинг Тренеру определяется на первичных переговорах. Задачу на тренинг определяет Заказчик. Чем точнее задача, тем яснее и понятнее будет результат. Результат тренинга "измеряется" и определяется именно относительно задачи.
Задача либо сразу формулируется Заказчиком либо он вместе с Тренером её формулируют на первичных переговорах. Кратко говоря: задача — это тот результат, который хотел бы получить Заказчик в результате тренинга.
Задача на тренинг сотрудникам ставится Заказчиком достаточно просто. От Заказчика требуется вдохновить сотрудников на участие в тренинге, объяснить важность и необходимость этого мероприятия. Как и какими словами это сделать — знает каждый руководитель.
При этом категорически не следует раскрывать содержание и программу тренинга, название и общую направленность — да, содержание — нет.
Обратная связь от Тренера — Заказчику дается Тренером по предварительной просьбе Заказчика. Обратную связь Тренер дает либо в устной либо в письменной форме (по договоренности).
Какое-либо обширное, в том числе — психологическое тестирование проводится только по предварительной договоренности. После тренинга, если договоренности не было, Тренер не дает Заказчику подробных "психологических портретов" сотрудников.
Результат любого тренинга бывает двух видов и форм:
- "быстрый"/"сиюминутный" — это тот результат (некие изменения), которые будут видны и понятны Заказчику практически сразу, на следующий день после тренинга;
- отсроченный — этот тот результат, который будут показывать сотрудники в некотором времени; чаще отсроченный результат тренинга проявляется в течение 3-6 месяцев после тренинга (иногда - дольше), это происходит по простой причине: любую информацию, тем более — достаточно объемную невозможно "переварить" мгновенно, то есть на её осознание и применение требуется некоторое время.
Обе формы результата являются необходимыми, неизбежными и полезными.
Автор: Елена Нечаева.